Инновации для Ваших ног: без боли, без проблем. Работаем на результат.
Медцентр
г. Тула, ул. Кирова 14 к2
10:00 - 20:00
Учебный центр
Адрес: г. Тула, ул Кирова 135, оф 320
10:00 - 20:00
Записаться на прием
Записаться на прием
Медцентр
г. Тула, ул. Кирова 14 к2
10:00 - 20:00
Учебный центр
Адрес: г. Тула, ул Кирова 135, оф 320
10:00 - 20:00

Изготовление индивидуальных ортезов для детей

Изготовление индивидуальных ортезов для детей в подологии – это высокотехнологичный и ответственный процесс, направленный на коррекцию, поддержку или иммобилизацию сегментов стопы и голени. В отличие от стелек, которые работают внутри обуви и преимущественно влияют на распределение нагрузки и положение стопы, ортезы могут иметь более сложную конструкцию, выходить за пределы стопы (например, доходить до голени) и оказывать более выраженное внешнее воздействие на биомеханику движения.

Что такое ортез?

Ортез – это внешнее ортопедическое приспособление, разработанное для поддержки, стабилизации, защиты, коррекции или предотвращения деформаций конечности, а также для улучшения функции. В детской подологии ортезы чаще всего используются для стопы и голеностопного сустава (голеностопные ортезы, или АФО – Ankle-Foot Orthosis), но могут быть и для пальцев или других частей стопы.

Когда детям нужны индивидуальные ортезы?

Индивидуальные ортезы назначаются детям при более выраженных или специфических нарушениях, чем те, что корректируются только стельками. Показания включают:

Выраженные деформации стоп:

  • Тяжелое или ригидное плоскостопие, особенно при наличии болевого синдрома или быстром прогрессировании.
  • Вальгусная или варусная деформация стоп и голеней, когда одних стелек недостаточно.
  • Косолапость (врожденная или приобретенная).
  • "Вертикальный таран" (в некоторых случаях).

Неврологические нарушения:

  • Детский церебральный паралич (ДЦП): для коррекции спастичности, улучшения походки, предотвращения контрактур (например, эквинусная деформация стопы — "конская стопа").
  • Спина бифида: для поддержки при слабости мышц или параличе.
  • Мышечная дистрофия.
  • Травмы спинного мозга.
  • "Ходьба на носочках" (Toe walking) – как идиопатическая, так и связанная с неврологией.

Заболевания, влияющие на суставы и мышцы:

  • Артриты, ювенильный идиопатический артрит.
  • Контрактуры ахиллова сухожилия.

Восстановление после травм или операций:

  • Иммобилизация и защита после переломов, вывихов, операций на стопе и голеностопном суставе.

Разница в длине нижних конечностей.

Синдромы гипермобильности суставов, требующие дополнительной стабилизации.

Цели использования индивидуальных ортезов у детей:

  • Коррекция: Активное изменение положения сегмента конечности в сторону физиологической нормы.
  • Стабилизация: Обеспечение устойчивости суставам, особенно при слабости мышц или гипермобильности.
  • Поддержка: Компенсация недостаточности мышечной функции.
  • Предотвращение прогрессирования деформаций: Особенно важно в период активного роста ребенка.
  • Снижение боли и дискомфорта.
  • Улучшение функции: Облегчение ходьбы, улучшение баланса и координации.
  • Защита: Предотвращение травм или повреждений.

Процесс изготовления индивидуальных ортезов в подологии:

Тщательная диагностика и оценка:

  • Комплексный осмотр: Подолог оценивает не только стопу, но и голеностопный, коленный, тазобедренный суставы, позвоночник.
  • Функциональные тесты: Оценка объема движений в суставах, силы мышц, спастичности, рефлексов.
  • Анализ походки: Детальное изучение биомеханики движения ребенка в динамике.
  • Инструментальные методы: При необходимости – рентген, МРТ, КТ, видеоанализ походки, электромиография (ЭМГ) для оценки мышечной активности.
  • Мультидисциплинарный подход: Часто подолог работает в команде с детским ортопедом, неврологом, физиотерапевтом, реабилитологом.

Снятие мерок и создание модели конечности:

  • Это самый критичный этап, требующий высокой точности и опыта. Цель – зафиксировать стопу и голень в максимально коррегированном и функционально правильном положении.
  • Гипсовые слепки (классический метод): Ребенок располагается на кушетке, а подолог (или ортезист) в ручном режиме выводит стопу и голень в желаемое положение, после чего накладывается гипс. После застывания гипса получается негативный отпечаток.
  • 3D-сканирование: Современный и точный метод. Специальный сканер создает трехмерную цифровую модель стопы и голени, которую затем можно корректировать в специализированном программном обеспечении.
  • Пенные боксы: Менее распространены для полномасштабных ортезов, но могут использоваться для некоторых типов.

Проектирование и изготовление в специализированной лаборатории:

  • На основе полученной модели (физической или цифровой) создается позитивный отпечаток (муляж) конечности.
  • Специалист (ортезист или подолог с соответствующим опытом) определяет тип ортеза, материалы, зоны поддержки и разгрузки, точки коррекции, наличие шарниров и других элементов.
  • Материалы: Для детских ортезов часто используются термопластичные материалы (полипропилен, полиэтилен), которые при нагреве становятся пластичными, а при остывании сохраняют заданную форму. Также применяются композитные материалы (карбон) для легкости и прочности, металл (для шарниров), мягкие прокладки из вспененных материалов.
  • Формирование ортеза: Пластик нагревается и формуется на позитивном муляже с помощью вакуума. Затем ортез обрезается, шлифуется, добавляются ремни, мягкие вкладыши и другие необходимые компоненты.

Примерка и подгонка ортеза:

  • После изготовления ортез примеряется ребенку. Это может занять значительное время, так как требуется точная подгонка.
  • Подолог проверяет:
    • Комфорт: Отсутствие болевых точек, натираний.
    • Функциональность: Как ортез влияет на походку, баланс, выполнение движений.
    • Коррекция: Достигается ли желаемый уровень коррекции деформации.
  • На этом этапе могут быть сделаны многочисленные коррекции – подрезка, нагрев и изменение формы, добавление или удаление накладок.
  • Родителям дают подробные инструкции по ношению ортеза (график привыкания, время ношения), уходу за ним и кожей ребенка, выбору подходящей обуви (часто требуется обувь большего размера или специальная ортопедическая обувь).

Динамическое наблюдение и замена:

  • Детский организм постоянно растет, поэтому ортезы, как и стельки, требуют регулярного контроля и замены.
  • Регулярные визиты к подологу/ортопеду (обычно каждые 3–6 месяцев, в зависимости от темпов роста и состояния) для оценки эффективности ортеза, контроля динамики изменений и своевременной замены на новый, больший по размеру.
  • Средний срок службы детского ортеза – 6–18 месяцев.
  • Важно следить за состоянием кожи под ортезом, чтобы избежать натираний и пролежней.

Особенности работы с детьми:

  • Терпение и деликатность: Дети могут быть напуганы или испытывать дискомфорт.
  • Игровая форма: Часто используются игровые моменты для снятия стресса.
  • Вовлечение родителей: Обучение родителей является ключевым для обеспечения комплаенса (соблюдения режима ношения) и правильного ухода.
  • Эстетика: По возможности, ортезы стараются сделать менее заметными или даже украсить, чтобы ребенок чувствовал себя комфортнее.

Изготовление индивидуального ортеза для ребенка – это сложный, но крайне важный процесс, который может значительно улучшить качество жизни ребенка, предотвратить прогрессирование деформаций и способствовать его полноценному развитию.

Записаться на прием
Нажимая кнопку «Отправить» вы соглашаетесь с условиями Политики конфиденциальности